idakuz (idakuz) wrote,
idakuz
idakuz

Categories:

Textbook New


Гарнитура: Textbook New
Тип: полузакрытый гротеск старого типа
Начертания: Light, Light Italic, Regular, Italic, Bold, Bold Italic, ExtraBold, ExtraBold Italic
Кодировки/Форматы: Cyrillic – Win TT, Win PS, Mac PS, Open Type, TrueType/OT; Multi Lingual – Open Type, TrueType/OT
Производитель: ПараТайп
Дизайнеры: Елена Царегородцева, Эмма Захарова, Изабелла Чаева
Дата выпуска: 16 апреля 2008 года

Стоимость одного начертания: 650 рублей (TT, PS), 800 (OT, TT/OT)
Стоимость комплекта из 8 начертаний: 3140 рублей (TT, PS), 3930 (OT, TT/OT).  

Гарнитура Букварная, отмечающая в этом году 50-летие, любима детьми, отечественными графическими дизайнерами и чиновницами, сочиняющими СанПиН. Но, положа руку на сердце, мы должны признать, что ее дизайн далек от идеала, не выдерживает критики и нуждается в серьезной переработке. Понимая, что покушаемся на святое, мы серьезно подошли к этому проекту и бросили на него наши лучшие силы. Работа над редизайном гарнитуры заняла в общей сложности 10 лет и завершилась невероятным успехом. Сегодня мы с гордостью представляем 8 начертаний гарнитуры Новая Букварная (Textbook New), предназначенной для набора учебников начальных классов, детской литературы, учебников и пособий средней школы, лицейского и высшего образования, для оформления диссертационных работ, научных публикаций, некрологов, а также для печатных и непечатных проектов произвольного назначения.

 

Гарнитура Букварная знакома нам с детства и поэтому должна по логике вещей вызывать приятное ностальгическое чувство. Однако она, напротив, вызывает чувство неудовлетворенности. И это объясняется просто — ее рисунок не соответствует современным требованиям. Первая версия Букварной была разработана Еленой Царегородцевой в 1958 году в железный век монотипного и линотипного набора. Системы машинного набора имели определенные технические ограничения, которые приходилось учитывать при разработке дизайна шрифтов. В таком виде Букварная для ручного и строкоотливного набора активно использовалась отечественными типографиями и в начале семидесятых годов была зафиксирована в ГОСТе 3489.7-71. Новая редакция шрифта для фотонабора, разработанная почти 30 лет спустя в 1987 году Эммой Захаровой, имела в своей основе более неудачный на наш взгляд линотипный вариант дизайна. Почему была выбрана эта версия, сейчас доподлинно сказать трудно. Скорее всего, это было вызвано её большей распространенностью, наличием таблиц для расчета емкости набора и её соответствием санитарным нормам. К двум прямым начертаниям Эммой Григорьевной была дорисована латиница и добавлено новое курсивное начертание. Несмотря на то, что к концу восьмидесятых было уже довольно много примеров настоящих курсивных гротесков среди рисованных кириллических шрифтов, а в Болгарии они были чрезвычайно популярны, наборных шрифтов такого рода в России практически не было, если не считать курсивного начертания Нормы Георгия Козубова, которое, кажется, так и не было применено на практике. Поэтому сам факт появления курсивного начертания в Букварной был очень отрадным, но, к сожалению, по неизвестным причинам, из-за спешки или из-за недостатка опыта, дизайн оказался не самым удачным.

С появлением ЭВМ шрифт был переведен в формат ПостСкрипт без каких-либо переделок и таким образом вошел в наш компьютерный век, неся на себе отпечаток тяжелого детства и комплексы пубертатной юности. И все бы ничего, но гарнитура Букварная, волею ГОСТа, СанПиНа и прочих серьезных и абсолютно бессмысленных документов, предназначалась, и что самое ужасное, предназначается до сих пор для набора учебников начальной школы. Этих ни в чем еще не повинных детей было очень жалко. Кроме того, Букварная — одна из немногих гарнитур чисто отечественного происхождения, причем такая, которая изначально была спроектирована в кириллице, а латиница к ней дорисовывалась много позже. Жалко было видеть её такой неказистой. И к обиде за детей добавлялась обида за отечество. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стали результаты опроса, проведенного в конце 1997 года журналом «кАк», которые определили Букварную третьей в списке самых любимых шрифтов отечественных дизайнеров. Стало обидно и за дизайнеров, ведь в сущности они тоже дети.

Прямо скажем, мы не сразу решились на переделку Букварной — не могли найти подходящего по классу дизайнера. Гарнитура Букварная предельно эклектична и не относится ни к одному из известных типов гротесков. В этом ее сила, и в этом ее сложность. По сути этот шрифт настолько внестилевой и обезличенный, что легко сочетается с любым графическим дизайном и не перетягивает одеяло на себя. По этой причине, по всей видимости, он и любим дизайнерами. Новая версия должна была сохранить эту непричастность и довести ее до абсолюта. Шрифт должен был быть совершенным по форме, прозрачным как идеальное стекло и нейтральным как инертный газ. На его фоне любой, даже невыразительный графический образ должен был выделяться смелостью и оригинальностью. Поэтому требовался дизайнер, который был бы не просто хорошим профессионалом, но и не имел стилистических предпочтений и отличался предельной скромностью. Ну и желательно, чтобы это была женщина, чтобы сохранилась преемственность гендерной энергетики. Поскольку свободной женщины-дизайнера такого класса у нас не было, мы решили вырастить ее ad hoc. Для молодого и очень перспективного дизайнера шрифта Беллы Чаевой была разработана специальная программа практической подготовки по проектированию рубленых шрифтов. Первым проверочным испытанием для нее стал дизайн кириллической версии старого гротеска Bell Gothic. На следующем этапе ей была поручена работа с нео-гротеском — надо было расширить гарнитуру Прагматика по начертаниям и к базовым начертаниям добавить еще более трех десятков. На третьем этапе она работала с современными гуманистическими гротесками — ITC Officina Sans и FF Meta. И, наконец, на заключительном этапе она занималась геометрическим гротеском, проводя редизайн 22 начертаний Футуры. Курс подготовки занял 10 лет напряженной работы, и в итоге нам удалось ввести Беллу в такое состояние, когда все гротески в ее талантливой головке слились в один невероятный гротеск, похожий и непохожий одновременно на все гротески сразу. В эту питательную среду была аккуратно введена Букварная, и через положенное время на свет появился новый шрифт, а Белла была зачислена в Московский Союз Художников honoris causa.

Этот совершенный супергротеск, подобный идеальному сверкающему шару, центр которого везде, а границы нигде, был выпущен компанией ПараТайп в 2008 году в восьми начертаниях под названием Новая Букварная (Textbook New). Шрифт, как и все лучшее, предназначен детям.

 

 
 

 
Tags: Е. Царегородцева, И. Чаева, ПараТайп, Э. Захарова, гротеск.
Subscribe

  • Gogol

    Гар­ни­тура: Gogol Тип: ру­копис­ный На­чер­та­ние: Normal Ко­диров­ка: Cyrillic Special…

  • Bell Gothic

    Гар­ни­тура: Bell Gothic Тип: гро­теск На­чер­та­ния: Regular, Italic, Bold, Bold Italic, Black, Black Italic…

  • Buratino

    Гарнитура: Buratino Тип: акцидентный Начертание: Normal Кодировки/Форматы: Cyrillic — Win PS, Mac PS; Multilingual —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments